Два года он уже поражает казанцев и гостей столицы своим видом. Один из лучших клубов России, «Эрмитаж» празднует свое двухлетие. Он уже вошел в историю клубной культуры Казани, продолжая писать ее каждый день, привозя интересных артистов казанским поклонникам клубной музыки. С чего начиналось, как происходило, и что ждет нас в будущем — мы все это спросили у Титова Данила Владимировича, генерального директора клуба «Эрмитаж».
— Как вы оказались в клубной индустрии? Как все начиналось? Как ваши судьбы переплелись с «Эрмитажем»?
Во всей этой истории я с шестнадцати лет, еще со школьной скамьи. Мои начинания на этом поприще плавно перетекли в практический опыт. Более серьезный этап начался благодаря Шамилю Ому, с которым мы рядом жили и учились в одной школе. Он то в определенный момент и заметил мое пристрастие к этому делу. Именно благодаря Шамилю я получил тот стартовый капитал в виде базового опыта, который помог мне устроиться в клуб «Арена», на должность светотехника, хотя изначально стояла цель быть ди-джеем. После того, как из «Арены» ушел Эдик Тур, его функции стали выполнять мы втроем — Руслан Off, ди-джей Hooker и я. Потом Арену отдали под руководство «Ozon Pro».
Еще год я проработал под их руководством, катаясь в течение всего этого времени с гастролями по России в качестве ди-джея, после чего решил поменять ночной образ жизни на дневной, посчитав, что моя миссия в клубной индустрии завершена. Решив перейти на дневной образ жизни и в течение «двух лет скитаний» пробуя себя в разных видах деятельности, в конце концов, позвонил Жене Джонсону, который и предложил работать в «Эрмитаже», взяв меня на должность администратора.
— Вы начинали со старого «Эрмитажа»? Если да, то как появилась концепция «Эрмитажа»?
Я пришел немного позже открытия клуба, а именно в июне 2005. В его стенах я стал заниматься административными и организационными вопросами, замыкая на себя определенные процессы. В каждой структуре или заведении случаются »перевороты». Не стал исключением и «Эрмитаж». Благодаря этому и моим знаниям я оказался «у руля». Я не могу сказать, как родилась концепция Эрмитажа, но с точки зрения развития клубного бизнеса, у людей существует тяга ко всему красивому, что и воплотилось визуально в старом клубе. В какой-то момент произошел внутренний переворот в людях, в обществе, появилась альтернатива — маленький клуб, с хорошим звуком, светом, программой и т.д.
— Почему закрылся старый «Эрмитаж»?
Причин масса — в совокупности они дали определенный результат – клуб закрыт. Может, это в какой-то степени неправильная внутренняя и внешняя политика, может это временный упадок, может это открытие альтернативы — «51 штат». Мы решили закрыть клуб относительно на хорошей ноте, нежели ждать, когда все «загниет».
— В городе постоянно циркулируют слухи об открытии старого «Эрмитажа». Возможно ли это?
Мы очень много разговаривали на эту тему. Пока помещение стоит, и конкретных решений не существует. В данный момент там работает боулинг. Но сам клуб опечатан, оборудование как стояло, так и стоит. Никаких работ не велось.
— Многие считают, что старый «Эрмитаж» был более уютным, по сравнению с новым. Согласны ли вы с этим?
Согласен. Понятно, что маленькое помещение само по себе уютнее. Как бы мы не хотели вернуть этот клуб, не думаю, что люди испытают те эмоции, которые испытывали раньше. Само по себе помещение и техническое оснащение бездушно — это инструмент, атмосферу делают люди, которые там отдыхают и работают. Все помнят такие заведения, как «Helicopter», «Банзай» и «Грот». Суть была в том, что помещение маленькое и в ообщем-то не блистало интерьером и тех. оснащением, но атмосфера, которая там царила — восхищала. Тоже самое можно сказать и про старый «Доктор». Вроде ничего особенного, деревянные полы — но все там выросли, все мое поколение «тусило» там, несмотря даже на открытие «Арены», которое являлось очередным шагом в клубной индустрии, люди все равно начинали свой вечер именно с «Доктора». «Доктор» — это вообще особая ниша, и я не понимаю, зачем они устроили всю эту историю с «Люксором». Их право.
— Не считаете «Люксор» своим конкурентом?
Каждый существующий клуб в Казани можно считать конкурентом, так как он оттягивает часть публики. Вопрос в том, на какой контингент он рассчитан. Кстати, в Казани не так много активно отдыхающих людей в клубе. По статистике прошлого года их не более трех тысяч человек, плавно перетекающих из заведения в заведение. Соответственно, если взять несколько клубов, посчитать их вместимость и поделить на определенные доли, получается, что в проигрыше все. Задача клубов не делить и перетягивать публику, а выращивать новую, с новыми тенденциями, с пониманием того, что такое клубная культура. Сейчас правительство Татарстана ведет проект по выявлению лучшего клуба, с точки зрения формирования нового образа клаббера, образа без наркотиков.
— С какой целью?
Ходило очень много слухов, что будут вводить жесткие санкции, как в европейских странах. Если «прокололся» один раз — клуб закрывают. Администрация Казани понимает, что клубы — это альтернативный вид отдыха. Восемьдесят-девяносто процентов посещающих клуб людей — это нормальные адекватные люди, которые не напиваются и не употребляют наркотики. К сожалению, наркотический бизнес процветает в России, как проституция и прочее. От этого никуда не уйдешь, и наша задача держать в рамках эту историю и не давать наркодиллерам распространять свою дрянь в клубе. Большинство молодых людей Казани, в возрасте от семнадцати до двадцати лет не ходит в клубы, потому что в семьях есть определенные стандарты воспитания. Многие родители негативно к ночным развлекательным заведениям. И задача клубов заявить, что у нас наркотиков нет!
— Данил, а вопрос такой, как тогда воспитывать молодежь хорошей музыкой, приучать ее к клубной культуре, как преподносить ее?
На мой взгляд, наиболее ярко и массово это получается у приглашенных артистов. Они посредством музыки передают энергетику, заряжают толпу положительными эмоциями. Это можно делать также посредством радиостанций, интервью с артистами. И, естественно, начинка самой музыки, показать, какую смысловую нагрузку она несет.
— В Эрмитаже вход только с двадцати одного года. Как же тогда попадет та самая молодежь, которую нужно воспитать?
Мы не проверяем паспорт у каждого человека. Не пускать несовершеннолетних — таков закон и от этого никуда не уйдешь. Естественно, есть люди, которым меньше двадцати одного года. В современном обществе нередки люди, которым на вид двадцать три года, а на самом деле меньше восемнадцати. Есть такое понятие, как сарафанное радио, когда люди делятся информацией, смотрят телевидение, слушают радиостанции. Яркий пример этому, старый сайт «Эрмитажа»с форумом. И в какой-то момент мы решили собрать всех тех, кто активно участвует в интернет-жизни клуба. Оказалось, что возрастом они малы и ночные клубы не посещают. Просто в какой-то момент произошло чудо, и эти ребята, услышав клубную композицию в средствах массовой информации, поняли, что эта музыка для них интересна. Не стоит сомневаться, что когда эти люди достигнут совершеннолетия, они с удовольствием пойдут в ночной клуб.
— Эрмитаж привез в Казань множество звезд, как никто другой. Какие артисты запомнились и какая вечеринка больше всего понравилась?
Мне все мои вечеринки нравятся. Когда я приглашаю артистов, то преследую образовательный момент — ознакомить нашу публику с определенным творчеством, с определенным направлением в музыке. И очень неприятно, хотя и полезно, слышать отзывы людей на форуме, что привезенные артисты играли плохо и неинтересно. Хаус музыка и вообще клубная музыка — это разные стили, разные методы работы артистов. Тот сет, который отыграл Dj или музыкант единственный и неповторимый. Это искусство, которое стоит ценить и понимать.
— Стоит ли ждать звезд уровня Tiesto, Armin Van Buuren’a?
Tiesto для большинства казанской молодежи это просто известное имя, раскрученный проект. Публика не готова к приезду музыкантов такого уровня, она должна понимать, зачем им это нужно. Не стоит везти звезду лишь потому, что это лучший ди-джей в мире. Казань не готова к ним. Собрать для звезды публику в тридцать человек истинных любителей и ценителей его творчества всегда можно, но нужно рассуждать с точки зрения артиста, не очень приятно наблюдать город, который, несмотря на свои размеры, вмещает в себя так мало ценителей. У нас были переговоры по поводу Tiesto, прошедшие в Москве. Но я пока лично сам не хочу этого. Не вижу, что люди готовы к этому. Не будет эффекта, который я хотел бы видеть, после мероприятия. Tiesto приедет и уедет, а что дальше? Кто следующий в списке желанных? Или люди перестанут ходить в клубы? И потом мы возим артистов, чей вклад в индустрию шоу бизнеса тоже не маловажен и тот же Tiesto и Armin Van Buuren пишут ремиксы на их композиции. И именно на их фоне они лучшие!
— А вообще, Казань может родить своего музыканта мирового уровня?
Музыкант может быть и родится, но скорее всего, он не прорвется в Казани. В шоу-бизнесе многое решает продюсер, и здесь, в Казани, таких людей нет. Музыкант чего-то достигнет только в Москве. Возможно такие музыканты и сейчас есть в Казани, просто они не знают способов, как «вырасти».
— Почему же в Казани не помочь им вырасти до мирового уровня? Не было желания им помочь?
Мысли такие у меня возникали, но пока времени для этого нет, так как процесс это долгий и сложный.
— Может, причина еще в том, что сейчас ди-джеи, являющиеся резидентами в клубах, не помогают и не воспринимают талантливых новичков?
Есть место такому явлению. Казанские ди-джеи — это как каста гондольеров в Венеции, которые не пускают к себе никого.
— 2 года срок большой. И это только начало. Какие планы развития клуба в будущем?
Уже сейчас я работаю над крупным проектом, который изменит Эрмитаж. Грядут глобальные изменения. Сроки пока не обозначены, но точно не в этом году. В ближайшее время глобальных изменений не произойдет, пока гость на госте. В любом случае в течение полугода, произойдет изменение маршрутов движения в клубе, поменяем внутренний интерьер, также изменится ценовая политика. Она не уйдет в удорожание, мы просто разделим ее по нескольким категориям людей, в зависимости от их потребностей и возможностей.
— Вы наверняка путешествовали по Европе и заходили в европейские ночные клубы. Используете ли в работе опыт европейских коллег?
Любая модель работающего ночного клуба действует на основах человеческой психологии. В этом плане я ничего кардинального в работе других ночных заведений не обнаружил. Если все-таки брать модель работы какого-нибудь московского или европейского клуба, как кальку, то у нас в Казани ничего не получится. Наша публика в большей своей части консервативна и не готова к восприятию чего-то нового. Когда им предлагают более дешевую и интересную альтернативу, люди выбирают почему-то более затратную для себя. Казанская публика — это феномен. Но этот феномен даст определенный прорыв в будущем.
— Сейчас Казань объективно не созрела для небольшого клуба, где будут тусить богатые клабберы. Или это все-таки реально, для Казани?
Все зависит от нас — насколько сильно мы хотим этого. Я давно мечтаю, создать в Казани некие закрытые мероприятия, которые будут стабильно проходить в одном помещение или всегда в разных, и где каждую неделю будут собираться определенные люди. Вопрос в публике. Как-то меня пригласили в Москву, на закрытое мероприятие «Most Project». Они снимали три лестничные клетки в офисном здании под свои мероприятия. На первой клетке был мини-бар, на второй танцпол, на третьей просто курилка. Было большое количество желающих попасть в это место, более пяти тысяч человек. Организаторы же приглашали лишь тех, кому приходили пригласительные смски на телефон. Есть такой клуб — «Крыша мира», успешный проект, который в четыре-пять утра собирал несметное количество людей, далеко не самых бедных, о чем говорил парк автомобилей на парковке. Наш город не готов к этому. Наши люди сами не готовы к этому. И это от части радует, т.к. понимаешь, что все еще впереди!
— Ваш взгляд на развитие клубной индустрии в Казани?
Положительный. Я думаю, что развитие будет идти большими шагами.
— А скажется ли на этом мировой финансовый кризис?
Не думаю, что помешает. Он кардинально не повлияет на взгляды общества. Об этом можно судить так: в этом году прирост людей в нашем клубе составил порядка 50 процентов. И я думаю, что эта категория будет увеличиваться. Люди могут быть незрелыми, неготовыми к клубной культуре, но мы будем их воспитывать.
Ник Сайт