По мнению многих, сегодня именно он — главный российский рэпер. За 10 лет Лигалайз прошел все этапы профессионального роста, и результатом такого опыта стал первый сольный альбом XL, долгожданный выход которого состоялся 18-го мая. Этот диск обещает изменить общее отношение к r’n’b культуре в целом, а сам артист как всегда уверен в своем успехе. За неделю до официального релиза ему все-же удалось найти время для встречи с нашим журналистом, чтобы рассказать не только об XL и планах на будущее, но и затронуть ситуацию в underground движении, откуда вышли самые известные хип-хоп артисты.
У современного хип-хопа в России вообще есть underground?
В Москве еще с середины 90-х существует организация D.O.B. Ее участники, в число которых раньше входил и я, продвигают хип-хоп по-своему, но вряд ли они могут рассказать о себе что-то интересное, если только спрашивать разных людей, и составить потом общую картину. Известные представители underground движения группа Bad Balance, но самый интересный человек Sir-J — основатель D.O.B. Более 10-ти лет назад он жил в Нью-Йорке, где познакомился с хип-хопом, и привез его сюда. Касательно того, почему мы почти не видим результатов работы underground групп, то каждый двигает культуру в силу своих способностей, и не всегда получается приложить достаточно усилий и уделяемого своему творчеству времени. В результате не получается создать качественный продукт, и как оправдание своего неуспеха — маска, что они работают в underground, умнее всех, и поэтому их никто не понимает. Таким людям достаточно собственного сознания, что они крутые, и поэтому делать ничего не надо. Вот им и остается обсуждать других артистов, предпринимающих конкретные действия, и кричать, какие они никакие. Это касается большинства исполнителей, занимающихся хип-хопом в нашей стране. Хотя, конечно же, основателям жанра нужно отдать должное.
Насколько я понимаю, это немногочисленное движение?
У меня самого сейчас очень много дел и за всем этим трудно следить, но underground есть, и там сейчас все гораздо серьезнее чем раньше: как в фильме «8 Миля» устраиваются баттлы, растет уровень ребят, которые там фристайлят, появляются сайты и счет участников движения идет на тысячи. Наиболее жизнеспособные индивиды все-таки выходят оттуда, выбиваясь на музыкальный рынок. Например, того же Серегу никто не знал 2 года назад, а он был одним из них. Всего несколько нужных шагов…
В остальных российских городах существуют похожие движения?
В крупных городах есть группы, являющиеся родоначальниками хип-хопа. В Ростове существует хороший стержень, растущий как снежный ком, вокруг которого появляются молодые группы на своем уровне. В Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге… Люди сами устраивают выступления, делают вечеринки, хип-хоповые фестивали. Это все происходит не на таком уровне, как в Москве, но и там есть что-то интересное, живое. Многие находят в этом привлекательную альтернативу общей мейнстрим культуре, что, конечно, радует.
По-твоему, как массы примут твой новый альбом XL?
Это первый сольный альбом, которым я хочу показать 10-тилетний путь своего творческого роста. Относительно примеров других артистов, бывает, что второй альбом разочаровывает многих, но я не боюсь, что эта ситуация повторится со мной. За свою жизнь я научился полностью доверять собственному мнению и сам знаю, как будет лучше, поэтому, уверен, что делаю только обдуманные, правильные шаги, знаю, к чему это приведет, и знаю, что все получится.
Какая песня с диска нравится больше всего тебе?
Не могу сказать. В каждую композицию вложено одинаково много души и чувств, поэтому оценивать их самому будет неправильно.
У тебя уже есть план дальнейшей работы?
Четкие планы на будущее есть всегда, и есть варианты, которые будут реализованы в зависимости от ситуации. Я знаю, какой ажиотаж существует вокруг моего альбома XL, и его примут хорошо в любом случае. У меня много поклонников, покупающих все диски, к которым я прилагал усилия, и мне доверяют. Ну а при дополнительном промо количество слушателей только увеличится. Окончательный тираж диска точно не определен, но 100 000 — минимум. Это такая музыка, которая будет продаваться не так, как поп-вспышки — продалась и все забыли. Здесь целая история, как у меня, так и самой музыки. Думаю, что после выхода этого альбома старые диски станут продаваться лучше благодаря возобновлению этой истории, точно также как последующий альбом повлияет на рост интереса к этому.
Ты рассчитываешь на предложения от европейских лейблов на переиздание или запись эксклюзивного диска?
Все возможно, и уже есть идеи с одной французской компанией. Общаемся с представителями американского лейбла из Лос Анджелеса, но пока больше интересен российских рынок. После выхода диска мне кажется, что общее отношение к российскому хип-хопу обязательно изменится. Во-первых, хип-хоп культура в стране заметно повзраслела и становится таким явлением, которое отрицать нельзя: эта музыка хорошо продается, на концерты собирается все больше и больше людей. Мне трудно отвечать за всех хип-хоп артистов, и моя позиция в том, чтобы делать максимально качественную музыку, писать искренние песни, и чтобы слушатель получал первосортный продукт.
За свою профессиональную деятельность не было желания работать с радио Next?
Next — единственное радио, где всегда можно услышать хип-хоп и хорошо, что оно есть. Спрос на эту культуру большой, даже несмотря на то, что это совершенно новая волна. Основной формат Next — коммерческая музыка, и ничего удивительного, это же радио. У меня была идея делать с ними свою программу, я придумал название, даже начал ее записывать, но я понял — эта работа потребует много времени. Накатом у меня не получилось, а незаконченную программу я не имею права выпускать, поэтому посчитал, что правильнее будет полностью посвятить себя музыке и записи новых песен. Каждый должен заниматься своим делом.
Ты сам себе продюсер и полностью занимаешься продвижением творчества, включая оформление дисков и даже плакатов на концерты. Не думал об организации вечеринок в клубах?
Я не клубный человек и если честно, выступать на больших концертных площадках люблю, наверное, больше, чем на сцене клубов. Браться за организацию вечеринок пока не планировал. Пусть промоутеры этим занимаются, я же человек творческий.
Презентация альбома состоится в «Infiniti». А в «B-Club» будет концерт по этому случаю?
D’Lux и VIP 77 — конкурирующие команды, и об этом все знают. Вместе с Александром Толмацким, моим давним и основным партнером по проекту Лигалайз, вместе принимаем в первую очередь выгодные для нас решения, поэтому здесь будет по-детски вмешивать какие-то мотивы конкуренции, решая, кто главнее. У меня уже были предложения от «B-Club», только почему-то до сих пор ничего не происходило, но концерт с новой программой обсуждается на начало июня. А так мы дружим, они постоянно зовут меня на свои вечеринки. Конкуренция — это неплохо и ее не избежать, но надо стараться сохранять при этом человеческое лицо, и не переходить границы взаимных подколов касательно интервью, записей в интернет-форумах и так далее. Это, как правило, ни к чему хорошему не приводит. На мой взгляд и D’Lux и VIP 77 все делают правильно, ставя перед собой правильные задачи. Главное продолжать стараться, ведь у каждого желание одно — двигать культуру.
В каком месте в Москве твое выступление тебе запомнились больше всего?
Комфортный клуб «Апельсин» с хорошим концертным звуком, надо сказать, что «Infiniti» — дом родной. Вообще в Москве много где выступал, и сейчас вспомнить где понравилось больше сложно, но очень нравится приезжать в Питере — меня там отлично принимают. Не знаю почему, но в Питере всегда был повышенный ажиотаж, связанный с моими приездами, и, пожалуй, самый запомнившийся концерт прошел там. Это были сольные выступления, какие-то фестивали, и каждый раз — переаншлаг. Через месяц я снова отправляюсь туда, на этот раз с новой программой. Питер — культурная столица России, люди там ходят гораздо чаще на концерты, и вопреки бытующему мнению, что они скептически относятся к гастролерам, мои выступления проходят удивительно удачно. Как ни странно, любят в Казахстане, и в течение нескольких лет езжу в Алма-Аты раз в полгода. Последний раз я был приглашен как хедлайнер молодежного фестиваля. На большой площади специально на меня собралось 7 000 человек, до этого — спортивный комплекс и 5000.
Что обычно входит в твою программу?
В зависимости от самого концерта существуют разные варианты шоу. Полный вариант проходит с живой группой и танцевальной поддержкой, обычный — с диджеем и вокальной поддержкой. Обычно ездит МС Pan$, девушка Искра поет на бэквокале. Обязательно ездит звукорежиссер, администратор и в таком составе стараемся делать максимально запомнившийся концерт. Как именно пройдет концерт планировать невозможно — это зависит от зала, от публики, даже от фазы луны. Иногда концерт, который по всему, начиная от технической поддержки площадки до рекламы, обещал быть не очень удачным, в итоге получается наоборот — удивительным, и это случается часто.
Ты религиозный человек?
Не сказал бы, что религиозный, но верю в Бога, которого надо найти внутри себя, причем необязательно в церкви. К этому нужно идти, может быть всю жизнь. Вообще для меня очень серьезная тема.
А личная жизнь?
Я человек семейный, но стараюсь не рассказывать подробности. Не хочу, чтобы моя личная жизнь обсуждалась другими людьми.
20-го мая в «Infiniti» ты представишь новую программу?
Это будет просто презентация альбома, которой ознаменуется его долгожданный релиз. Туда я пригласил своих друзей, их более ста, и всех участвовавших в записи диска людей. Конечно, приглашаются журналисты, чтобы потом написали об этом событии, а face control будет работать более демократично.
Что означает татуировка на подбородке?
Это просто мой знак, но своим детям скажу, чтобы так не делали.