Мы ждали Александра Соркина — совладельца частного клуба «Cabaret», в его новом ресторане, построенном совместно с Аркадием Новиковым на месте известного ресторана «Papermoon» и открывавшемся на следующий день. С интересом мы гадали, как выглядит учредитель нескольких модных заведений, включая «Веранду у Дачи» и «B-Club», и в итоге увидели учтивого, культурного и веселого человека, ведущего помимо основного бизнеса очень активную и насыщенную жизнь. За полтора часа мы узнали о ситуации на рынке элитного клубного бизнеса, о вечеринках в Сан-Тропе и Куршевеле, об истории обоих «Cabaret», о том, что не стоит планировать на полгода вперед и немного о жизни самого Александра, постоянно улыбавшегося при общении.
Как Вы пришли к клубной деятельности?
Я не приходил к этому, не хотел в жизни заниматься клубами и вообще не считаю себя промоутером. С друзьями часто ездили отдыхать на Лазурный берег и там появились связи в сфере, я бы выразился, буржуазного евроданса. К тому времени у моих партнеров уже был опыт создания ночного клуба, и вместе мы решили, почему бы не построить подобный французскому «Les Caves du Roy» в Сан-Тропе клуб в Москве, тем более что на тот момент хороших клубов здесь было немного. Быстро нашли подходящее помещение на Страстном бульваре и открыли «Кабаре». Сейчас на рынке сразу несколько больших заведений, работающих на одну аудиторию, а с открытием «Дягилева» вообще думаю, что всем остальным «кранты». Это как в книге Ильфа и Петрова: сюжет про американского журналиста, который на 200 страницах написал о достижениях советской России как о грандиозной стране, достигшей огромных успехов, что это исключительное государство обязательно перегонит запад, а на 201-й добавил — именно по этой причине его и нужно уничтожить как можно скорее. С «Дягилевым» примерно тоже самое получается, но я шучу, конечно. В течение ближайших лет трех открыть место лучше невозможно, и когда я впервые там оказался, то сказал себе: «Слава богу, что клубный бизнес для меня не является основным».
Какой же тогда бизнес основной?
У нас целый холдинг, в который входят объекты недвижимости, несколько известных ресторанов, магазинов одежды (торговый дом «Ностальгия»), первый из которых открыт в 93-м году, банк и строительный бизнес. Много всего интересного, но не могу сказать, что холдинг крупный — он средний. Касательно клубов кроме «Кабаре» есть «B-Club», «Дача», скоро открывается «Black October Bar».
С первым «Кабаре» ждали успеха?
Мы и предположить не могли, что будет такой шум. Мне кажется, что это первый клуб в стране, открытый по принципу сарафанного радио. Рекламы не было, поэтому вокруг существовала интрига, а само заведение работало без вывески, что в столице редкость. Ситуация на тот момент для нас была благоприятной, и сложнее стало только с открытия «Зимы» и «First», но к чести старого «Кабаре» скажу, что и с ними клуб жил нормально, позиционируясь как заведение для взрослых. Сейчас «Кабаре» находится в другом месте, и честно говоря, сам рынок сильно изменился.
Каким образом?
Чем вообще может взять клуб: духом, интерьером, месторасположением и только потом музыкой. Также надо хорошо понимать, на кого работаешь. Целевая аудитория для нас в Москве — 3-4 тысячи человек, и если здесь 4 больших клуба, то публика должна равномерно распределиться и больше никуда не ходить, но так не бывает. Все тянутся друг к другу, поэтому начинают мучаться и хаотично передвигаться как угорелые между «Дягилевым», «First» и «Кабаре». Также сильнейшим игроком является «Газгольдер», где произошла похожая с первым «Кабаре» история — они сами не ожидали такого успеха. «Газгольдер» открывался как клуб для своих, и понятие «для своих» стало очень притягательным, потому что все остальное пугает однообразностью, и далеко не всех устраивают большие проекты.
Почему перенесли «Кабаре» в другое место?
Нам предложили помещение в гостинице «Метрополь», и любой человек, который родился и вырос в Москве, понимает, что центровее места в городе нет, ведь в Мавзолее вряд ли когда-либо будет дискотека. Отбросив чувство ложной демократичности и неформальных примочек, мы сделали по-настоящему мажорный клуб в самом буржуйском месте страны, которое только можно себе представить.
И рассчитывали на ту же аудиторию?
Мы сразу решили, что там не должно быть web дизайнеров или модных персонажей молодежной ночной жизни, больше ориентируясь на пожилых дядек с сигарами, которые не любят, когда им наступают на ноги в ботинках за полтора косаря. Надеясь, что клуб после переезда станет еще старше, и не будет конкурировать с явно продвинутыми игроками от «First» до «Дягилев», результатом довольны.
Молодежь вообще не ходит в «Кабаре»?
Все получилось наоборот. Почему-то, в клубной индустрии всегда получается так, как ты не рассчитывал, и что удивило в очередной раз — мы думали клуб станет еще более «стариковским», а туда неожиданно стали приходить, как я их называю, «дети». Как это случилось, наверное, надо спросить у нашего директора, поработавшего в «B-Club». Взрослая публика два дня в неделю тусоваться не может — для этого надо иметь лошадиное здоровье, поэтому они отожгут в пятницу и на дачу. Молодежь приходит им на смену в субботу, причем появилось очень много образованных элитных ребят, которые учились в Европе, получают немыслимые зарплаты для людей их возраста и тратят в клубах большие деньги. Они легко соглашаются на все условия «Кабаре»: сел за хороший стол, купи два Кристаля. Это может смутить пожилого олигарха, после чего он торгуясь потребует бутылку водки, а молодой парень, приехавший из Лондона, возьмет четыре, лишь бы вопросов больше не было, что очень нравится менеджменту клуба.
Золотая молодежь…
Золотая молодежь — понятие совковое, и мне кажется, что уже 60% молодежи, из той, которая отдыхает ночью, стало золотой. Нет ощущения стеснения в денежных средствах, и я вижу, насколько уверенно они себя чувствуют в контексте клуба..
Какой проект у Вас самый первый?
В 99-м году 15-го декабря открылась арт-галерея «Дача», куда я был приглашен со своим партнером в качестве инвесторов-менеджеров. «Дача» — одно из самых гениальных созданий в нашем регионе того времени. Это изба площадью 1000 кв.м., которая позиционируется как склад предметов искусства со всего мира, сделанных руками человека, и это было дико интересно первые полтора года. «Дачу» придумали талантливые люди — Емельян Захаров и Марк Патлис, с одним из которых я дружу с 17-ти лет. Как люди творческие они не очень понимали, как правильно организовать торговый процесс, поэтому позвали меня. Позже мы поняли, что людей надо кормить, и, открыв летний кафе-бар, к нам присоединилась Таня Беркович, у которой в то время был самый модный ресторан в Москве — «Семирамис». Таня достаточно модный, известный персонаж в светской тусовке столицы, и уже с ней был создан хит сезона 2000-го года — «Веранда». Первым летом она представляла из себя обычную шашлычную, а когда стало ясно, что пора строить ресторан, через дорогу из своего ресторана «Царская Охота» к нам пришел великий гуру — Аркадий Анатольевич Новиков… Так и «замутили» более серьезный проект, в названии которого присутствует игра слов — веранда удачи. Проект стал супер популярным, и там быстро сформировалась своя публика, но танцевать было негде. Для этих людей через пару лет открыли «Кабаре».
На «Даче» устраиваются тематические мероприятия?
Мы проводим два ярких события в год: открытие и закрытие дачного сезона в Жуковке. На одно из них пригнали пару рейсовых автобуса Ikarus, написав на борту: «Дача-Кабаре». Это сильно раскрутило клуб, потому что люди, живущие на Рублевке, вообще редко оттуда выезжают, а тут все сели в автобус, машины с охраной позади и так с музыкой и алкогольными напитками выехали вереницей по Рублевке на МКАД. Естественно, нас остановили, и милиция долго не понимала, что вообще происходит. Помимо традиционных открытия и закрытия сезона несколько лет назад мы стали отмечать национальный французский праздник 14-го июля — День Взятия Бастилии. На этих трех мероприятиях устраиваем различные представления, и с целью развлечения публики приглашаем самых известных артистов от Мумий Тролля до Аквариума, но сейчас появляется проблема — исполнителей не осталось, потому что за 6 лет у нас отыграли практически все.
Как Вы говорили, «Кабаре» является аналогом французского клуба…
Он придуман по принципу «Le Caves du Roy» в Сан Тропе, открытого еще в 68-м году, а позже появился еще один в Куршевеле. Это один из старейших клубов в мире, где всегда была и есть неповторимая атмосфера, но дело в том, что Сан Тропе курорт дорогой, поэтому особой необходимости придумывать что-то новое нет, и, по-моему, в «Le Caves» ремонт делали всего один раз. Французы вообще редко запариваются, а недавно в Париже открылось одно элитное заведение в подвале, куда сейчас выходит весь свет. В нем стулья представляют из себя сколоченные деревянные ящики. Модная тенденция.
Из событий в клубной жизни Москвы, что больше всего запомнилось?
Я бываю на огромном количестве мероприятий, и не так давно попал на вечеринку Harpers Bazaar. Она состояла из двух частей: первая в клубе «Billionaire», и вторая — на заводе «Арма» рядом с «Газгольдером», где расположена галерея дизайнера Дениса Симачева. Должен сказать, что давно не посещал мероприятия, сделанные на таком уровне. Приглашения от руки написаны главным редактором Bazaar Шахри Амирхановой, столы накрыты очень красиво, случайных людей нет и в завершении полуторачасовой концерт Земфиры на сумасшедшем звуке. Мы привыкли к огромному размаху: 18 артистов, 5 фейерверков, каждый раз одно и тоже, но это как оказалось необязательно. Я понимаю, что Земфира стоит под сотку, и что должны присутствовать определенные люди и определенный бюджет, но сочетание необычного помещения, безупречного дизайна, звука, публики и артистов, а Земфира — высший пилотаж… Все было просто супер.
Для концертов на «Даче» сами подбираете артистов?
Я бывший музыкант, долгое время играл в независимых группах на клавишах актуальный на тот момент пост-панк и состоял в организации Московская Рок-Лаборатория, откуда вышли очень многие известные музыканты. Не знаю почему не продолжил эту деятельность, но особо не жалею. На музыке тогда было очень сложно зарабатывать, даже прокормиться, а работавшие в то время музыканты являлись фанатичными приверженцами. Какое-то время сам писал песни, стихи, благодаря чему сложилось много связей в музыкальной элите страны. Сейчас в узком кругу я известен как хороший пианист.
Среди Ваших друзей только взрослые люди?
Разброс большой — от 26-ти до 55-ти, и нередко я дружу с папой и сыном. С обоими могу перезваниваться: то папа закажет стол в «Кабаре», то сын спрашивает, нет ли там папы, чтобы случайно не пересечься или встретиться.
Насколько известно, Вы также известны вечеринками во Франции?
Лично я этим не занимаюсь — это делает директор «Кабаре» Сергей Солякин, который сейчас там более известен среди тусовки и местных диджеев. Мы же знаем в основном хозяев бизнеса. Существуют определенные сезоны зимой и летом, а курорты не меняются последние 40 лет, их придумали задолго до нас. Многие туристы, ездившие в Сан Тропе 20 лет назад, когда это был супер элитный курорт, выбирают другие места, потому что сейчас там отдыхает не только половина Москвы, но и половина Киева, Харькова и Днепропетровска. Элитных направлений немало, и выбор есть, только нашим они не так интересны. Уже несколько лет делаем вечеринки от «Кабаре» в Сан-Тропе и Куршевеле, но подобные проекты устраивают и «Лето», и «First», поэтому естественно, когда иностранец приезжает в Москву, он знает куда пойти. Мы же не ведем большую промоутерскую деятельность, и клубный бизнес больше for fun, а сейчас для меня он еще менее основной, чем во время старого «Кабаре». Это не тот бизнес, которому стоит завидовать — в кругу серьезных бизнесменов он вряд ли будет рассматриваться как основательный.
Вы не планируете навсегда уехать жить в другую страну?
Я никогда не планирую больше, чем на полгода вперед, и в нашей стране не советую людям планировать будущее, потому что потом тяжело обламываться. Пока мне нравится Москва — я коренной москвич, учился сначала в МАДИ, на старости лет поступил в МГУ и только что защитил там кандидатскую диссертацию по экономике.
Существует стереотип, что клубы живут несколько лет…
Каждый раз мы пытаемся его опровергнуть и каждый раз не получается. Шучу. Как я уже говорил, клуб «Les Caves» открыт в 68-м году, и в Москве, конечно, ничего подобного пока нет, но может быть будет. Кто знает.
К ресторану этот стереотип также относится?
Пока не прошла жизнь, рано что-либо обсуждать, но опыт подсказывает, что так и есть. Сейчас понятно, сколько игроков на рынке клубного бизнеса, где уже есть явные лидеры, к числу которых я себя не отношу. Что же касается ресторанного, тут есть примеры столичных заведений, работающих и больше 10-ти лет.
Немного о проекте «Black October Bar»…
Опять Аркадий Анатольевич, теперь у меня все по новому принципу — без него ни одного заведения. Все началось с «B-Club» — «детского клуба», надеюсь, что туда и мой сын походит. Название и логотип придумали в надежде, что Bentley станут судиться, но они этого не сделали, и вся рекламная концепция провалилась (шутка). Что касается «Black October Bar», туда я привел дизайнера, делавшего старое «Кабаре», очень талантливого человека по фамилии Третьяк, привел Тимати, и месяца через два начнет свою работу, представляя из себя как вместительный dj бар для молодежи.
Как Вы познакомились с командой VIP 77?
Мне нравится Тимати — веселый, хороший пацан, а если бы еще пел, то ему цены бы не было (шутка). Не помню, где впервые с ним встретился, но то, что делают VIP 77, мне кажется «прикольным», и к тому же они популярны среди молодежи. Идея открыть с ними клуб для этой аудитории появилась потому, что такие места могут просуществовать долго, посетители растут. R’n’b для России — направление новое, и формат клуба был выбран благодаря растущей популярности стиля. Вообще понятие r’n’b достаточно размытое — хитрый американский «разводняк»: любая одежда или музыка может быть r’n’b, и когда на сцену выйдет 8 негров и будут петь Моцарта — тоже r’n’b. Четкого определения не существует, что коммерчески очень выгодно. На таких дискотеках одинаково танцуют под Britney Spears и Касту.
Кроме «Кабаре» Вы еще куда-нибудь ходите?
Везде. В «Кабаре» у меня есть определенные гости, в основном иностранцы, которые звонят мне и говорят, что хотят прийти. Я обязательно должен с ними поздороваться, сказать пару комплиментов, услышать, как хорошо выглядим мы, какие у нас замечательные девушки — это светская жизнь. После я могу ехать в «Газгольдер»», «Дягилев» или в караоке. Недавно открылся бар «7», например.
Какая кухня Вам больше всего нравится?
Мне очень нравится, как кормят на «Веранде», и не потому, что я имею к ней отношение, а потому что там действительно классный шеф-повар.
На Ваш взгляд, в чем успех Аркадия Новикова? Он просто харизматичный человек или грамотный менеджер?
Менеджером его уже трудно называть, потому что Новиков — реальный олигарх в своей области и по уровню доходов и по всему остальному. Он супер профессионал и патологически везучий человек. Его везение можно назвать дьявольским, и я не знаю, подписывал ли он Договор, но объяснить успех простыми рациональными мыслями нельзя. Обычному человеку покажется, что ничего особенного он не делал, однако, его имя уже стало настоящим брендом. Новиков делает отличный продукт, а как он его делает — я до конца не понимаю. Я знаком с еще парой рестораторов, которые великолепно готовят, прекрасно разбираются в еде, выписывают замечательных поваров, продумывают концепцию на несколько лет вперед, выбирают очень неплохие помещения, но сделать как у Новикова не получается, а победителей, как правило, не судят.