В Москве большое количество современных площадок, и столичные промоутеры могут не останавливать свой выбор на какой-то одной для проведения массовых проектов. Существует несколько факторов, влияющих на желание купить билет на громкое событие, но есть и другая сторона — привлекательность самого места, которая также может зависеть от целей работающей там команды. В качестве примера был выбран один из самых интересных столичных проектов, за свою историю подаривший нам множество эксклюзивных выступлений известнейших звезд мировой танцевальной сцены, и как признается генеральный директор «Gaudi» Алексей Каролидис — это только начало.
С чего начинается история?
Первое время у нас в команде был промоутер, и одновременно с этим координатор проекта — Карина Григорян, больше известная в ресторанном и барном бизнесе, но с ее уходом, фактически кроме того, что я владелец этого здания и генеральный директор клуба, сейчас я представляюсь и как промоутер. Другими словами выполняю все основные функции по управлению, включая строительство. Элеватор достроен к зданию в 79-м году, и его целью было хранение кварцевого песка, который добавляется в литье. В военное и в мирное время здесь работал мой дедушка, и по его рассказам планируемый процесс запустить не удалось, поэтому здание забросили и когда мы сюда впервые приехали, то в помещении было очень много этого песка.
Как Вы его нашли? Сознательно искали под будущий клуб?
В 2002-м мы занимались реконструкцией территории после ее перехода в частную собственность под торговый комплекс «Станколит». Все здания были наполовину разрушены и разворованы, к тому же еще и огромный элеватор, с которым никто не знал что делать. Использовать невозможно, хранить нечего, площадь под ним небольшая, разбирать дорого, взрывать нельзя из-за прилегающей рядом железной дороги, и он некоторое время просто стоял, а мы занимались восстановлением других зданий. Тогда же в моей машине сломался сабвуфер, решил в нем поковыряться сам, и в какой-то момент, разглядывая его устройство, прикинул, что эти огромные трубы чем-то похоже, только в несколько сотен раз больше. Потом очень много об этом думал, через знакомых пригласил специалистов по звуку, они приехали с оборудованием и поставили под трубами звук, чтобы посмотреть, возможно ли привязать их к звуковому эффекту. Включив акустику, пошла звуковая волна и весь аппарат засыпало песком сверху, но звуковики сказали, что это классно, даже если не привязываться к трубам — здание работает отлично. Так и влезли в этот, блин, шоу-бизнес…
То есть «Gaudi» является частью торгового комплекса?
Я участник управляющей компании, которой принадлежит торговый центр «Станколит», а «Gaudi» – мой личный проект. Когда мы взялись за его строительство, пригласив архитекторов и дизайнеров, то поняли, что «кишки» под трубами не хватит для обустройства всех залов, поэтому решили делать пристройку, где в результате сейчас располагается основной танцпол.
В 2002-м в столице уже было много клубов и промоутеров, и, скорее всего, Вы столкнулись с конкуренцией. Какие еще были проблемы?
Мой опыт в клубной деятельности и понимание этого бизнеса начинались с нуля, ну и тоже самое касается планировки самого клуба: где должна висеть колонка, кто должен играть, какие диваны, кухни… На этом этапе очень помогла Карина Григорян, с которой мы познакомились через общих знакомых. Когда она впервые сюда приехала, то тоже очень удивилась нестандартности места. Потихоньку механизм заработал, и должен сказать, не без участия Zeppelin, которые сделали здесь первое массовое мероприятие Helloween в 2003-м. Ну а открыт Gaudi частной вечеринкой на 200 человек, на которую я пригласил своих гостей, предложив им записывать свои мнения и пожелания на бумаге. Правда в итоге все напились и просто веселились, так что до этого не дошло, но мы поняли общую реакцию людей, поняли как они доедут сюда, ведь вокруг даже асфальта не было, только сталинградские руины. Со временем, работая с различными промоутерами и промо-командами, мы постигали общие принципы деятельности. Наиболее масштабно и правильно работал Zeppelin, поэтому как должны проходить вечеринки и как проходят сейчас — их стандарты.
Как происходило строительство?
Тут стоит вернуться к выбору названия: фабрик, трубы, элеватор, башни, чего только не было. В самом начале с нами сотрудничал талантливый дизайнер Дмитрий Андросов из компании Vars. Когда уже произошло зонирование помещения, я на пальцах пытался ему объяснить, как хочу видеть chill-out. Через неделю он выдает картинку — точь-в-точь как я ему написал. На вопрос, откуда это взято, он ответил: «Ты знаешь, я все перерыл, и вот книжка испанского архитектора — Антонио Гауди. Все оттуда». Так и образовалось название, а на вопрос, сколько длилось строительство ответить нельзя — оно до сих пор длится. Сколько будет длиться, тоже не скажу: есть верхний этаж, веранда за зданием. Работы много и нам надо самим определиться, что именно мы хотим здесь еще сделать. Лифтовые шахты есть, осталось приобрести лифт, но что будет наверху, ресторация или второй танцпол, пока не решили. «Gaudi» строится два года. На первом этапе, растянувшимся на год, конфигурация, где мы уже делали первые вечеринки, включая Helloween от Zeppelin, не подошла, потому что сильно сужала основной танцпол, а во втором этапе строительства к нам подключился другой архитектор Сергей Покровский, сделавший «Бар 30/7» и «Zeppelin», который предложил нам новую конструкцию будущего клуба. Тогда мы начали убирать стены и строить еще одно помещение. Этап длился полгода, и для себя считаем, что официально как готовая площадка с хорошей управляющей командой открылись 27-го мая 2005-го.
Независимая от клуба «Zeppelin» компания начала свою деятельность с вечеринок в «Gaudi»?
Я думаю, тогда они начали понимать, что отдельные вечеринки делать интереснее, чем постоянно работать в одном клубе, и в 2004-м это осознание пришло окончательно. Это и повлияло на закрытие клуба и создание Zeppelin Production, что на мой взгляд правильный ход, потому что у ребят все идет отлично, и они неудержимо растут.
Цель открыть ночной клуб, а не просто удобную площадку для проведения разовых массовых мероприятий была сразу?
Все началось со звука, поэтому других мыслей не было. Ресторан, зрительные залы, кинотеатры, разместить на одном из этажей караоке или бильярды, то есть создать большой развлекательный комплекс — все эти проекты были, однако, у здания своя энергетика и если бы оно могло говорить… На вечеринках это ярко чувствуется, а мы как сотрудники ощущаем: днем свой дух, но когда включаются свет и звук возникает особая атмосфера, и, наверное, людям нравится. Если так посудить, то чем мы удивили? Да, у нас трубы, технические возможности огромные, но мне кажется и в самом строении что-то есть, ведь у нас не просто большая площадка, создать которую особого труда не требуется — важно суметь создать уют и атмосферу. В любом случае, мы ни разу не приблизились к понятию ночной клуб и остаемся площадкой, поэтому от названия «Gaudi Club» пришли к «Gaudi Arena» и у нас проводятся разноплановые проекты: начиная с корпоративных вечеринок на 100 человек и заканчивая массовыми танцевальными историями. Благодаря большой площади перед «Gaudi», здесь реально устраивать тест-драйвы, машину в помещение загнать можно, и к клубу мы вряд ли когда-либо с этим проектом придем. В Москве не один клуб на несколько тысяч, и вряд ли каждый раз он сможет собирать такое количество. Очень много людей живет здесь, но даже если понять ключи для создания ситуаций, способных собирать на танцполе несколько раз в неделю до 3000 человек, как работают промоутеры и за рубежом, у нас устанут. Интересно ждать вечеринку, собираться на нее, в интернете назначать встречи. Это я говорю как промоутер.
Какое первое мероприятие провели сами?
Чисто наш проект состоялся 27-го мая 2005-го года — официальное открытие «Gaudi Arena» с участием Darren Price, но и до него сделали много вечеринок совместно с другими людьми, где помимо полной технической поддержки здания мы участвовали и административным ресурсом, помогали и с рекламой, дизайном, другими организационными моментами. Букинг любого артиста такого уровня всегда делается за несколько месяцев, и мы выбирали конкретную дату открытия задолго до окончания ремонтных работ. В чем плюс для меня и для нас в понимании этого бизнеса — в «Gaudi» полтора года проходили вечеринки, и мы не просто наблюдали за этим со стороны, но постоянно учились на каждом событии и сознавали, что значит договориться с артистом, запланировать его. Вечеринка получилась, наверное, сыроватой, но все прошло отлично. Да и вообще не помню, когда у нас были плохие мероприятия, разве что в голом бетоне, когда люди жаловались на пыль и холод. Как-то на одном сайте полгода висело сообщение одной девушки: «»Gaudi»: зимой холодно, летом жарко, пыльно и грязно, но остальное — все круто!» и оценка 5. Как это объяснить, непонятно.
В таком большом клубе должна работать большая команда. Вы долго присматривались к каждому или же нашли через знакомых?
Честно говоря, команда небольшая — всего 6 человек, но все профессионалы, а сейчас тем более. Никаких агентств для организации деятельности подтянуто не было, каждый учится работать сам. Один из наших сотрудников, Роман Богданов, просто пришел, и открыв дверь сказал: «Я у вас работаю. Хотите платно, хотите бесплатно, но я хочу здесь работать». Особого разделения обязанностей не существует, задачи определяются в процессе подготовки к мероприятию, и все являются многофункциональными людьми, так получается. Ключи безусловно есть, я заканчивал институт управления и знаю механизмы, знаю, как управлять организацией, но все происходит по своим правилам.
Чтобы удачно угадывать, какой артист соберет полный танцпол, нужно быть в курсе тенденций…
Постоянно идет целый процесс работы, потому что это сложнее, чем выбор бутерброда в fast-food. Мы прислушиваемся к мнениям людей, к советам знакомых, много друзей-сайтов, большой друг и помощник во всем — Коля из клуба «Город»» и сейчас мы обсуждаем с ним совместный проект, большая поддержка от Юры Марычева, Гарриссона. «Gaudi» никому не создает конкуренцию, а в плане сотрудничества с другими местами для проведения pre- или after-party, зависит от приглашаемого артиста. Это же касается и радиостанций — мы не завязываемся на одной, плюс ко всему в зависимости от музыкального формата и аудитория разная приходит.
А на какую публику Вы бы сами хотели ориентировать музыкальный формат клуба?
В начале были планы взять направления на определенный стиль, но у нас есть постоянные посетители, которые приходят независимо от музыки — они ценят правильно и грамотно организованный привоз. House в «Gaudi» точно не пойдет; r’n’b не пробовали, хотя мысли о редких фестивалях есть, потому что помещение позволяет декорировать клуб под любой тематический проект. Наверное, все-таки trance и techno. Это не личные предпочтения, потому что мне нравится и классическая музыка, но я же на работе.
На Ваш взгляд, от чего зависит успех заведения?
Отношение к людям, работа с ними, постоянный анализ их желаний и потребностей, никаких второстепенных факторов. Когда мы придумывали «Gaudi», вообще не было никакого понимания как к нам придут, но к открытию уже было определенное представление. С каждой вечеринкой приходило видение нашей личной работы, и к открытию мы уже хорошо понимали, что нужно сделать, чтобы довольны остались все. Я думаю, если бы не было мероприятий в голом бетоне, вряд ли мы сами смогли что-то сделать — нам повезло попробовать, причем мы были совершенно разными и по музыке, и по организации, у нас работали разные люди. В итоге от всех взяли понемногу, сформировав собственный формат.
Кого можете выделить из промоутеров, с которыми работали?
Zeppelin Production, Гари Чаглосян, впервые пригласивший в Россию Tiesto, Global Production, Reactor Sound System, устраивающие отличные psychedelic trance мероприятия при участии программы «Модель для Сборки». Мы не бежим за деньгами, и промоутерам недостаточно прийти к нам, дать деньги или предложить хорошие условия — всегда долго думаем, стоит ли вообще работать с этими людьми.
Что нового планируете внедрить в ближайшее время?
На это лето обсуждается веранда с куском природы за зданием. Там сделаем звук, а в верхнем помещении, которое находится над трубами с такими же размерами и объемами как внизу, осенью только начнем обсуждать второй танцпол. Мы всегда боремся за технические моменты, и чтобы обеспечить безопасность наверху, очень многое нужно предусмотреть. Недостаточно просто укрепить, должны быть продуманы эвакуационные моменты, пожарные, у нас это все очень сильно соблюдается, ведь мы несем большую ответственность за огромное количество посетителей.
Какой рекорд посещаемости был в «Gaudi»?
6800 человек, но такое количество вместить тяжело. Оптимальная нагрузка 5000, тогда людям будет нормально. Есть возможность ставить дополнительные шатры, присоединять их к зданию или устанавливать отдельно — парковка перед клубом в 25000 кв. м. на 2000 машин ограничивает увеличение площади танцпола.
Удаленность от жилых массивов благоприятный фактор. Вообще не было проблем с правоохранительными органами?
Люди расходятся в течение всей ночи, но если бы в «Gaudi» проводились крупные концерты, на которые все приходили к полуночи и потом резко расходились, то была бы достаточно нестандартная ситуация. Сейчас все мирно. У нас стоит охрана от метро, курируем основные проходы к клубу, смотрим, чтобы посетители не ругались между собой, и кто-то извне их не трогал, к каждому мероприятию подтягиваются наряды скорой помощи, пожарные, кинологи осматривают помещение. Следим за всем — посетители должны чувствовать себя в безопасности. А по-другому нельзя, лучше тогда вообще не делать, и если я не смогу это обеспечить, то мне будет проще закрыть клуб.
Как у опытного промоутера, у Вас есть в мыслях другие проекты, независимые от «Gaudi»?
Пока планы, и один из них — открытие похожей площадки за рубежом, а именно в северной Греции. Так как я грек, но советского производства, там фундамент для работы есть, и есть хороший спрос. Также очень бы хотелось сделать в Москве свой «Gaudi-бар», и опять же, не для конкуренции другим барам или кафе. Заведение, в котором будет своя атмосфера, отдельная от всех, с диджеем и круглосуточным режимом работы. Этот концепт пришел ко мне в голову со временем, потому что я как посетитель постоянно сталкиваюсь, что-то нравится, что-то нет, и если сделаем мы, то всем должно понравиться. Другими словами идеальное место для pre-party событий в «Gaudi Arena».
За рубежом тоже хотите найти старое здание времен войны?
Есть там один элеватор, мы даже его фотографировали, но у него не совсем удобное месторасположение. Греция находится в средиземноморье, поэтому хотелось бы построить что-то ближе к морю, но назовем также — «Gaudi». Команда, конечно, увеличится, и будут работать свои люди, но курировать намерены из Москвы. Там у меня много друзей, диджеи оттуда часто приезжают в Москву: греки играют хороший транс, как и израильтяне, но в «Gaudi» мы их не привозили — все-таки имена не такие громкие, как нужны нам.
До какого момента у клуба расписан график привозов?
Летнее расписание формируется, но до 27-го мая, наша первая годовщина официальной работы, все четко распланировано. Там будет много чего интересного.
Кто из артистов, выступавших в «Gaudi», Вам больше всего понравился?
Честно говоря — Moby. Мы договорились всего за три недели до его приезда в Москву. Причем делали просто show party, потому что точно не было известно, приедет он к нам после Лужников или нет. Все было на нервном напряжении, тем более утром ему нужно было лететь в Киев. Больше нечего было ожидать, кроме того, что он все-таки появился на сцене. Moby поднялся за пульт, поставил вторую пластинку — народ был в шоке, как впрочем, и он сам. Менеджер четко сказал, что они уезжают в гостиницу, но артист захотел пообщаться с людьми, потусоваться в VIP зоне, заказал алкоголь, познакомился с девушкой… В общем, остался доволен, и отработал как настоящий профессионал.
Если не секрет, сколько он стоил?
Больше 40000$, а точно не скажу. Это был самый большой гонорар, который мы заплатили звезде, а так были проекты и дороже. Одна подготовка к нашему Helloween в 2005-м.
Расскажите немного о концепции Freak International…
В этом году повторим, и опять же в рамках Helloween. Мы думали сделать ее на мероприятии Women at Work, которую даже хотели назвать Freak International часть 2, но решили позаимствовать название у Zeppelin, делавших на 8-е марта концепцию Man at Work. Очень хотелось именно тогда провести вторую часть FI, но все-таки остановились на решении оставить концепцию для празднования нашего Helloween — у нас он веселый, яркий и жизнерадостный. В выборе артистов на такие события нам помогает Дмитрий Толкунов — продвинутый букер, работающий независимо. Он же нас сподвиг и на Women at Work.
Мне интересно Ваше мнение, как идеолога проекта – какое у «Gaudi» будущее?
Что касается помещения, нам придется расшириться, а работать надо продолжать в этом режиме, ни в коем случае не играть на доверии посетителей, уменьшая привозы — только вверх, и будем смотреть, что людям нравится. На это уходит большая часть времени, но понятие бизнеса у нас с каждым разом все лучше. Заниматься клубом не проще, но знание как все устроено помогает лучше понимать. У меня брат студент, и я пытаюсь ему объяснить: на первом курсе тяжело, на втором — тяжело, но потом легче, но легче не по учебе, просто ты начинаешь понимать, как правильно нужно учиться. Есть сильно утвержденное мнение, что клуб живет несколько лет — мы не боимся этого эффекта, но и не забываем о нем.