Многие и не подозревают, что наряду с известными лейблами, организующими громкие события в крупнейших клубах Казани, существует и самобытное татарское клубное движение, со своими героями, со своим менталитетом, со своим прошлым и будущим. Мы решили разведать, что же происходит в этом сравнительно небольшом, но интересном сообществе.
Татарские вечеринки – явление довольно специфическое. С одной стороны, сложился устойчивый стереотип о том, что если вечеринка рассчитана на татарскую аудиторию, то туда обязательно стянется «колхоз» со всех концов города. Но с другой стороны, с каждым днем их становится все больше, не могут же они все быть одинаковыми! И кто все-таки посещает эти мероприятия?
24 апреля вся татарская молодежь как будто с цепи сорвалась… Наполненный ЦКЖ, полный OutHall, переполненный Shimmer… Одновременно 3 татарские вечеринки в разных концах города — такого еще не было в истории татарского шоу-бизнеса. Да и день не самый выигрышный — четверг. Хотя многие уже привыкли к тому, что татарские вечеринки проходят где-то посреди недели, так как выходные обходятся организаторам дороже.
Мы решили провести небольшой мониторинг данных мероприятий и попробовать определить, чем же они все-таки привлекли молодежь. Для этого мы обратились непосредственно к «возмутителям спокойствия», то есть к организаторам.
Кэмит клуб татар (ЦКЖ)
Татарская вечеринка в ЦКЖ, собравшая более 400 человек, была рассчитана на все слои населения. Рекламные ролики транслировались по радио и телевидению. Среди заявленных звезд были участники «Смеха без правил» на ТНТ товарищ Байрамов, Стас Борода и звезды «местного разлива». Комментирует один из участников вечеринки: «Проект Comedy Club имеет большой успех по всей России, теперь он появился и на татарском языке. Наш девиз: «Все самое смешное — татарской молодежи». Хочется заметить, что татарская молодежь в последнее время сильно прогрессирует».
Продюсерский центр Bars-Media славится своими ремейками и «переделками» спелых плодов российского шоу-бизнеса, вот и на этот раз они не стали упускать свой шанс. Даже VIP-персоны для безобидных подшучиваний имелись. На вопрос, почему вы выбрали именно эту вечеринку, люди ссылались на раскрученных звезд татарской эстрады, на позитивную атмосферу и на обилие татарской танцевальной музыки. А для кого-то это было просто старой доброй традицией — сходить на татарскую вечеринку в ЦКЖ.
Кунел (OutHall)
Целевую аудиторию этого мероприятия организаторы охарактеризовали как «поклонники татарской поп-музыки». О дискотеке можно было узнать по смс-рассылке, флаерам, рекламе на радио и online-рекламе. Комментирует Зульфат Зиннуров, организатор и ведущий: «Главная фишка дискотеки «Кунел» — это общение, знакомства. Татарские парни и девушки могут найти здесь свою вторую половинку. Некоторые пары, познакомившиеся на нашей вечеринке, уже успели перерасти в семью. Поэтому наши дискотеки способствуют демографическому подъёму татарской нации».
Люди ходят на эту вечеринку «по инерции», так как она проходит каждую неделю, и многие завсегдатаи уже заранее знают, кого и что они там увидят. А увидят они там примерно такую же картину, что и на дискотеке в родном деревенском клубе или ДК: мальчишки в баре, девчонки в круг, сумочки в центр и привет «лихим девяностым».
Yzek Party (Shimmer)
Татарская вечеринка в клубе SHIMMER собрала более 400 человек. Целевая аудитория — «татарская городская молодежь и любители татарской альтернативы». Раскрутка осуществлялась посредством афиш, флаеров и online-рекламы. Комментирует Нурбек Батуллин, ведущий, один из основателей движения: «Yzek Party — это альтернативные татарские вечеринки. Ровно год назад небольшая группа продвинутых татар решила скооперироваться и предложить публике иные татарские вечеринки, на которых звучала бы неформатная татарская музыка, выступали бы независимые артисты (причем без фонограммы), играли бы высококлассные DJ’и, и все, чего раньше не доставало татарской клубной жизни. Я думаю, что за год достигнуто очень много, и, в первую очередь, появилась своя чёткая аудитория, которая стабильно посещает наши вечеринки».
Афиши Yzek Party не пестрят громкими именами, но публика принимает каждого исполнителя на ура. Музыканты очень харизматичны и иногда совершенно непредсказуемы. Люди приходят на эти вечеринки не пить или «девочек снять», а именно для того, чтобы приобщиться к этой культуре, пообщаться с единомышленниками и просто интересными личностями. Это чуть ли не первый случай, когда национальный колорит органично влился в клубную жизнь города, когда организаторы сознательно отказались от примитивного концертного формата и взяли курс на performance, работу DJ’ев и непрерывный контакт с аудиторией. Может быть, это и есть татарский ренессанс?
Как видите, татарское клубное движение, при более пристальном рассмотрении, оказалось довольно многогранным явлением, со своими течениями и направлениями. Кое-где возможно, не хватает профессионализма, что обуславливается сравнительно скромной историей и небольшими бюджетами.
Помимо представленных трех, существует еще множество разовых вечеринок, посвященных отдельным мероприятиям, также различающихся по форме и содержанию. Но, в любом случае, факт остается фактом: 24 апреля «татарского клаббера» впервые поставили перед таким сложным выбором. И нам кажется, он от этого только выиграл. Этот день нужно как-то вписать в историю. Например, как «День татарского клаббера». И пусть все татарские лейблы в этот день мутят свою неповторимую вечеринку, радуя своих поклонников. Ведь конкуренция — залог стабильного роста!
Ильяс Колбасевич