На сегодняшний день DJ JanaDark является одной из наиболее востребованных и активных фигур на индустриальной клубной сцене Москвы. Она известна своими мрачными, экспрессивными и беспощадными сетами, основанными на rhythm’n’noise, techno-industrial, teknoize, и прочих стилях танцевальной индустриальной электроники. В преддверие казанских гастролей Яна любезно согласилась ответить на несколько вопросов
— Ну что ж начнём интервью с банального вопроса — каким образом появился псевдоним JanaDark?
Многие думают, что псевдоним происходит от имени Жанна Дарк. Однако, это не так. Ник был придуман человеком, обучавшим меня навыкам ди-джейства. Сначала он предложил мне назваться просто Dark, слушая музыку, которую я так любила играть. Но мне это казалось слишком уж банальным, особенно для «готической» среды. Тогда он сказал: «Ну, пусть будет ЯнаДарк». Так я и решила оставить, не будучи уверенной, что это правильный выбор. Но со временем я привязалась к своему псевдониму, он всегда нравился окружающим, стали появляться интерпретации, вроде Жанны Дарк, из-за чего многие называют меня Жанной, но я не обижаюсь.
— Ты была довольно известным диджеем в DM-synthpop-тусовке. Да и сейчас тебя можно услышать на знаковых вечеринках такого формата. Как произошёл поворот к ритмичному шуму? И вообще расскажи о эволюции твоих личных музыкальных приоритетов.
Поворот произошел достаточно простым образом. Мне попался диск с различными power noise треками, среди которых были проекты Pneumatic Detach и This Morn’ Omina. Именно они и зацепили меня больше всего. Я прослушивала трек PD «Embers» на повторе несколько дней, и в голове будто переклинило. Чистое неприкрытое безумие, живая агрессия и мощь. То, что сидело глубоко внутри, в один момент вырвалось наружу. Свой первый ритмик-нойзовый сет я сыграла на вечеринке Broken Industry в клубе In-Time. С тех пор я дышу этой музыкой.
— Какой на твой взгляд так скажем «классический» стиль клубной музыки наиболее близок к ритмик-нойзу по структуре треков и общей атмосфере? Шранц, брейккор, дарк-транс или что-то другое? И какое принципиальное отличие ритмик-нойза от всех остальных стилей клубной музыки?
Я бы сказала, что у различных проектов, чей основной стиль можно охарактеризовать как ритмик-нойз, в музыке часто присутствуют абсолютно различные элементы других направлений. Наиболее часто это, конечно, хард техно. Многие считают ритмичный шум просто дисторшированным техно. Иногда это, к сожалению, действительно так. Но качественный ритмик-нойз — это нечто большее. Это гораздо более сложная и изощренная структура трека, где внутренняя составляющая превалирует над внешней оболочкой, это живая динамика и энергетика, порой неуловимая в записи и ощутимая только на живых выступлениях. При ближайшем рассмотрении, при проникновении чуть дальше в музыкальные структуры, при прослушивании большего количества релизов, начинаешь ощущать, что в этой дисторшированной музыке есть гораздо больший внутренний потенциал и эмоциональный накал и прежде всего определенный концепт и эстетика, которую нельзя охарактеризовать просто термином «дисторшн». Это лишь одна из составляющих, помогающей этой (часто внутри хрупкой) музыке обрести мощь и агрессию. На мой взгляд, дисторшн — это некое прикрытие для человеческой души, стремящейся защитить свой внутренний мир. Это и есть, на мой взгляд, основное отличие этого стиля от остальной клубной культуры. В нем гораздо больше человеческого, чем это может казаться на первый взгляд.
— Есть такой парадокс: люди далёкие от индустриальной музыки склонны относить ритмик-нойз к шварц-сцене, фактически причисляя этот стиль к одной из разновидностей готической субкультуры. Какой твой взгляд на этот вопрос?
Действительно, на нашей сцене эти культуры существуют достаточно близко друг к другу. На ритмик-нойзовых и индустриальных мероприятиях зачастую можно увидеть представителей абсолютно разных субкультур – готов, брейккорщиков, технарей, металлистов и даже трансеров. Достаточно сложно провести четкую грань между тем, что относиться к шварц-сцене, а что нет, особенно у нас. Но на Западе, в первую очередь в Германии, где первоначально это всё и зародилось, тусовка ритмик-нойза существует по сути сама по себе. Там есть определенное количество людей, слушающих только эту музыку и посещающих только соответствующие мероприятия. Они и составляют основную массу поклонников этого стиля — там, в отличие от России, на концертах и вечеринках нет такой мешанины посетителей из других субкультур. Хорошо это или плохо, судить сложно. Но западные артисты и тусовщики отмечали, что у нас все «ярче и разнообразнее», тогда как дома им порой надоедает видеть все время одну «черную массу».
— Ещё один парадокс: в России в отличие от Европы ритмик-нойз менее популярен, чем другие не-танцевальные стили индустриальной музыки. У отечественных дистрибьюторов ты с лёгкостью можешь найти продукцию лейблов типа Steinklang, а вот Ant-Zen или уж тем более Hands найти практически невозможно. С чем на твой взгляд связано такое положение дел? Каким образом ты сама пополняешь свою коллекцию винилов и дисков?
Это связано прежде всего с отсутствием спроса. На Западе ведущие лейблы ритмик-нойза – Hands и Ant-Zen – имеют не меньшие, а чаще большие тиражи, чем не-танцевальный индастриал. У нас же спроса нет, потому что главным образом все скачивается из сети, не для кого возить это сюда. На Западе же, конечно, ритмик-нойз купить не сложнее, чем тот же эмбиент. Свою коллекцию я пополняю в основном, когда выезжаю на западные мероприятия. Там представлено все, что душе угодно, и проще и дешевле.
— Какие стили не-танцевального индастриала ты предпочитаешь?
Мне нравится главным образом dark ambient и drone, но не только – любая индустриальная музыка, если она проникнута мелодией и переживанием, может тронуть меня и очаровать. Среди имён могу выделить прежде всего Reutoff, Antlers Mulm, Bad Sector, Squaremeter, Deutsch Nepal, Raison D’Etre…
— Есть ли на твой взгляд связь между мышлением человека и его музыкальными вкусами? И если есть, то каким мышлением обладают фанаты ритмичного шума?
Не совсем понятно, что понимается под мышлением в данном случае? Если образ мысли или мировоззрение – то, безусловно, такая связь есть – сложно представить себе консерватора, слушающего рэгги, равно как и либерала-левака, увлекающегося Der Blutharsch. Что до фанатов ритмичного шума, среди них в Европе преобладают сторонники левых и даже ультралевых взглядов, много откровенно антифашистских персонажей. В России же, поскольку сама тусовка не столь однородна, нет какого-то чётко выраженного тренда.
— В России ритмичный шум — это крайне маргинальное явление. Особенно в регионах. Стереотипы клубной культуры, сложившиеся в 90х, по-прежнему являются единственными ориентирами для арт-директоров клубов и промоутеров (даже тех, кто занимается пропагандой как бы «экстремальной» музыки), поэтому и диалог с иными стилями клубной музыки практически отсутствует. А как с этим обстоят дела в Европе?
В Европе спокойнее и увереннее себя чувствует готическая субкультура. Для них даже есть специальные клубы, типа Dark Flower в Лейпциге. Что касается ритмик-нойза, то, я боюсь, за исключением Германии ситуация там не намного лучше нашей. Местные клубы также сторонятся и боятся этой музыки, и мероприятий подобного рода проводится не так уж и много. Можно назвать по одному крупном фестивалю в каждой стране, а небольшие вечеринки в маленьких клубах, собирающие 50 – 100 человек проводятся разве что только в Германии.
— Какие основные проблемы возникают у вашей промо-группы TanzFront Project при организации вечеринок/фестивалей?
Основная проблемы — это место проведения, количество народу и бюджет. Небольшой клуб, готовый принять нашу непростую и необычно выглядящую публику, найти очень непросто. Клубы же, готовые принять кого угодно, лишь бы им заплатили деньги, и искать не надо — они всем известны, но это, как правило, дорогие и большие клубы на 500-1000 человек. Столько народу наши мероприятия не собирают. Да что говорить, если даже культовый Maschinenfest собирает со всего мира 1500 человек, а знаковые европейские фестивали рангом поменьше типа Elektroanschlag и Forms of Hands довольствуются 250-500 посетителями со всей Европы, нам наивно рассчитывать на тысячные аудитории здесь.
— Одной из целью TanzFront Project заявлено продвижение отечественных проектов. На лейбле вашей промо-группы вышло пока только 2 отечественных проекта. Как скоро ожидать ближайший релиз и кто это будет, если не секрет? Как ты сама оцениваешь положение дел на отечественной сцене танцевальной индустриальной музыки? Есть ли по-настоящему самобытные и интересные проекты?
Лэйбл Tesla, где вышли диски Id Molotov, D.J. Golubb и компиляция TanzFronT — это подразделение Indiestate Distribution. Ближайшими его релизами по идее должны стать совместные работы Hypnoskull и Asche с нашими артистами, а также миньон Coreline, однако сроки, когда это случится, мне неизвестны. Что до отечественной сцены вообще – она как таковая пока толком еще не сложилась, проектов вообще очень мало, а по-настоящему заметных и вышедших на европейский уровень, пожалуй, и вовсе нет, хотя некоторые из самых трудолюбивых и творческих имеют шансы через какое-то время войти в элиту мирового ритмик-нойза. К таким я бы отнесла, помимо уже заметных на российской сцене проектов Id Molotov, Teknolust, ещё молодой, но действительно уникальный и быстро эволюционирующий проект t_error 404.
— Какой бы проект ты лично хотела привезти в Россию в рамках деятельности TanzFront Promo?
Моя маленькая мечта — это Klangstabil. Это по сути и не ритмик нойз…у меня нет слов, чтобы описать эту музыку, это надо просто услышать и прочувствовать. Но все мечты осуществимы и эта не будет исключением.
— В этом году ты стала гостем сразу двух крупных европейских фестивалей. Чем отличается европейская публика от нашей?
Прежде всего возрастом. Посетители наших мероприятий это в основном молодежь 20-25 лет. На Западе же это люди 30-40 лет и даже старше. Я, наверное, была там самой молодой. Этим скорее всего и можно объяснить отсутствие такого накала страстей и задора, какой бывает на наших вечеринках. Недаром практически все западные музыканты, побывавшие у нас, отмечают, что наша публика гораздо более активна и теплее принимает артистов.
Я бы не сказала, что западные люди пассивны, холодны и тупо стоят все выступление. Конечно, они также танцуют, аплодируют и подбадривают музыкантов. Но, пожалуй, такого сплочения и единения, как у нас, там все же нет. А с другой стороны, смогли бы наши будучи в их возрасте, так же плясать несколько часов подряд, как это делают 40 летние немцы.
— Извечный спор: cd versus vinyl. На твой взгляд принципиален ли этот спор по отношению к ритмичному шуму. На чём ты сама предпочитаешь играть?
И в том, и в другом носителе есть свои плюсы и минусы. Мне все равно, на чем играть, главное – чтобы танцпол был в движении и всем все нравилось. Мне нравится и то и другое в равной степени. Конечно, с дисками нельзя ощутить таких моментов «прикосновения» к звуку, когда ты превращаешься в некий проводник электрического разряда от источника к публике. Но пожалуй, это лишь моё субъективное эмоциональное восприятие. Точно такие же ощущения можно почувствовать, используя абсолютно любой носитель.
— Ты являешься почитателем классиков «литературы беспокойного присутствия» : Мамлеев Эверс и др. Её ещё иногда называю «чёрной прозой». Связан ли этот твой интерес с интересом к ритмичному нойзу? И вообще считаешь ли ты ритмик-нойз мрачной, «тёмной» музыкой?
Понятие «мрак» все же достаточно субъективно. Я не считаю, что у меня в душе все настолько мрачно, как это порой кажется некоторым, видящим мои картины или слушающим мою музыку. Грань между мраком и светом для меня настолько размыта, что я ее не чувствую. Это единая субстанция, и я бы даже сказала, что именно самые светлые, прекрасные и вечные ощущения и чувства – счастье, любовь или просто позитивные эмоциональные подъемы как раз и вдохновляют мое столь «темное» на первый взгляд творчество. Я считаю ритмик-нойз гораздо более светлой, живой и, как я уже сказала, человеческой музыкой, чем большинство мейнстримовых стилей…
— Также ты занимаешься графикой и не только. Если не ошибаюсь, у тебя уже было несколько выставок. А каких художников ты бы могла отметить из тех, что оказали на тебя непосредственное влияние?
В идейном плане мне нравится импрессионисты с их идеей преобразования мира через призму собственного видения. Они сознательно не хотели придавать живописи фотографическую точность и реалистичность, а наоборот стремились показать, какой она может стать, проходя через ощущения и эмоции определенного человека. Эта идея важна и для моего творчества. В плане цветовых и образные решений я люблю романтизм: Каспар Давид Фридрих, Эжен Делакруа, Айвазовский, Уильям Блейк, Гойя… Абсолютно смелые и яркие работы, зачастую предельно мрачные и наполненные глубокими метафизическими ощущениями.
— Небольшой блиц: последний диск, который ты приобрела.
Empusae – «The Hatred of Trees»
— Последняя книга которую ты прочла?
Сборник рассказов Томаса Оуэна «Дагиды» из коллекции Головина «Гарфанг».
— Какой ритмик-нойзовый альбом наиболее впечатлил из вышедших в 2008-м?
Autoclav 1.1 – «Love no longer lives here» и Tzol’kin – «Haab».
— Что ты ждёшь от своих гастролей в Казани?
Того же, что и в прошлый раз. Угара, отжига, танцев нон-стоп, безумного веселья, которое не остановить…
Алексей Клюев