Показ Future Shorts, “крупнейшей коллекции коротких фильмов и анимации из будущего”, прошедший недавно в Казани, стал эдаким свежим глотком воздуха в душном тысячелетнем городе. Маргинальный статус мира короткометражного кино, словно мираж, растворяется в проясняющей эклектичной подборке лучших фильмов со всего мира.
Бельгийская абсурдистская история о смехе и метро Мерси (Merci) и австралийский комедийный фильм ужасов Палата №13 (Ward 13), абстракционистская работа Контаминация (Contamination) Карла Стивенсона и короткометражный фильм Как это возможно? (How They Get There?) одного из лучших клипмейкеров Спайка Джонза, скандинавская Музыка для одной Квартиры и 6 Барабанщиков (Music For One Apartment and Six Drummers) и изумительный Город Рай (City Paradise).
По-отдельности они песчинки, ускользающие с широких экранов кинотеатров, а вместе – уникальная жемчужина, требующая дорогой оправы из пристального внимания со стороны любителей кино. Такие разные, объединенные коротким метром и присутствующей практически во всех фильмах нарочитой словесной немотой героев, порой более выразительной, чем слова, они благодаря Future Shorts перекликаются комплиментами друг другу, признавая тем самым индивидуальность каждой из работ: будь то работа студента или маститого режиссера, новичка или мэтра жанра коротких фильмов.
Несмотря на кажущуюся ограниченность возможностей короткого метра, прежде всего в техническом воплощении кинопроизводителей, компиляция из лучших фильмов этого формата не только раскрывает потенциал создания в сильно структурированной и сжатой форме чуть ли не игрового кино, каким бесспорно может быть назван многократный обладатель приза зрительских симпатий Палата №13; но объемом и широтой используемых техник, принадлежностью короткометражек к разным направлениям и жанрам опровергает тезис об ограниченных возможностях.
Веселый сюрреалистический Банный день в Клеркенвелле (Bathtime In Clerkenwell) соседствует с живописной картиной описания ленивого воскресного полдня и его последствий – своеобразный спокойный, без надрыва, но оттого еще более действенный подход к соцзаказу в кино – в фильме Кто убил коричневую сову? (Who killed Brown Owl?). Простая история знакомства маленькой девочки с посторонним мужчиной в Самом прекрасном человеке на свете (The Most Beautiful Man In The World) и трагикомический шокирующий взгляд Спайка Джонза на то, Как это возможно? Музыкальный клип Нож (The Knife) от известного режиссера Йохана Ренка, интересная точка зрения на Музыку для одной Квартиры и 6 Барабанщиков и красивая анимация в Городе Рае.
Однако даже притом, что Future Shorts выступает как один из флагманов инновационного кинопроизводства во всем мире, остается только сожалеть о его исключительности и надеяться на то, что накопленный фестивалем опыт не останется автономным.
Инсар Сагитов